У рынка железнодорожных грузовых перевозок может случиться срыв. Полувагонный.

Существующий в настоящий момент дефицит грозит невывозом 5-10 млн тонн щебня и угля


Дефицит полувагонов на сети ОАО РЖД в октябре этого года составит примерно 16 000 единиц, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). Однако уже в ноябре дефицит сократиться до 11 000 полувагонов, а в декабре – до 5000-6000.
Одной из причин возникновения дефицита стал передел рынка предоставления полувагонов между Уралвагонзаводом и Федеральной грузовой компанией. В связи с тем, что 18 октября договор ФГК с «УВЗ-Логистик» был расторгнут без каких бы то ни было негативных последствий, ФГК потеряет около 23% своего нынешнего парка. В связи с этим в октябре-декабре может возникнуть риск невывоза груза. Показатель может составить около 5-10 млн тонн щебня и угля, прогнозируют аналитики ИПЕМ.

Другая причина кроется в том, что обновление парка происходит не так быстро, как растет потребность в грузоперевозках. Несмотря на то, что за восемь месяцев этого года было произведено порядка 26 000 полувагонов, общий парк увеличился всего на 9 000 единиц. Ситуацию могут усугубить планы УВЗ по пересмотру отношений с лицензиатами. Речь идет о тележке 18-100 – самой распространенной модели, использующейся на основной части полувагонов. До сих пор лицензия на нее была доступна широкому кругу производителей, которые на ее основе выпускали свои модифицированные модели. Например, тележка 18-9800 Рузаевского вагоностроительного завода или тележка 18-9770 «Промтрактора». У РЖД тележка 18-100 составляет около 85% парка, из которых 68% так называемые «клоны». Опасаясь роста числа аварий и связанных с ними штрафов в свой адрес, УВЗ заставляет вагоностроителей либо тщательнее проводить испытания аналогов, либо использовать только оригинал.

В перспективе подобное требование может заставить уйти с рынка некоторые вагоностроительные заводы, поделился с «Ъ» опасениями замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук. Это в свою очередь снизит конкуренцию и подтолкнет цены вверх. В качестве выхода он видит разработку заводами собственных тележек, права на которые будут принадлежать именно им.

Напомним, что в июне более чем в два раза выросла ставка оперирования железнодорожными полувагонами с 2016 года, а с начала 2017 года – на 58%, с 950 до 1500 рублей за вагон в сутки. В мае 2017 года ставка оперирования превысила годовой исторический пик, который также был отмечен в 2012 году, когда средняя ставка составляла 1425 рублей в сутки. Причиной скачка стал резкий рост ставок, связанный с локальным дефицитом полувагонов. ИПЕМ связывает это с внушительным сокращением парка на фоне введенного в 2014 году запрета на продление службы старых вагонов. Кроме того, профицит вагонов совпал с ростом объемов погрузки на железной дороге на 3,8% год к году, по данным ОАО «РЖД».